Воскресенье, 19.11.2017, 20:49Главная | Регистрация | Вход

Форма входа

Поиск

Реклама

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Google-Add.com - Открытый Каталог Сайтов
Яндекс цитирования
Rambler's Top100

Вы можете получить WMR-бонус в размере 0,01-0,10 WMR на свой кошелек 1 раз в сутки

Кошелек
Код Защитный код

Бонус предоставлен сервисом www.wmcasher.ru



Статьи
Главная » Статьи » Санкт-Петербург

Васильевский остров

Василеостровский район - один из самых старых районов Петербурга, расположенный между Финским заливом и двумя основными рукавами невской дельты - Большой и Малой Невой, занимает два больших острова: Васильевский и остров Декабристов, разделенные рекой Смоленкой. Западное побережье обоих островов широкой дугой выступает в акваторию Невской губы.

Уникальность Василеостровского района заключается в его островном статусе - он полностью расположен на одном острове (собственно, вряд ли можно рассматривать остров Декабристов и маленькие островки, отделенные маленькими речушками, как нечто отдельное) и с другими районами города имеет только водные границы.

Василеостровский район принадлежит к четырем центральным районам города. Кроме него к ним относятся: Петроградский, Адмиралтейский и собственно Центральный районы.

Район являет своего рода заповедник, в котором представлены все виды градостроительных образований от основания Петербурга до недавней массовой застройки.


Освоение Васильевского острова началось за несколько столетий до возникновения Северной столицы. Согласно <Переписной окладной книге по Новгороду Вотской пятины> 1500 года, на <Васильевском острове> жили рыбаки, имелись пашни.

Василеостровский район - самый старый район Санкт-Петербурга; он задумывался Петром I как центр столицы. Здесь предполагалось разместить правительственные и административные учреждения, а также порт. Однако план создания на Васильевском острове изолированного центра оказался нежизнеспособным и не был осуществлен.

Планировкой острова с 1715 года занимался Доменико Трезини. С востока на запад были проложены три основные магистрали - Большой, Средний и Малый проспекты. Их под прямым углом пересекали улицы - линии, вдоль которых начали строительство водных каналов (по образцу и подобию каналов Амстердама). Однако эти дорогостоящие работы из-за их нецелесообразности не были завершены, отрытые каналы позднее засыпали; линии-каналы превратились в линии-улицы.

Восточная часть Васильевского острова, заселенная в первые десятилетия XVIII века, входит в историческое ядро Санкт-Петербурга. Заселение происходило по линиям от Большой Невы. Территория острова примерно до 13-й линии была застроена к середине XVIII века, а до 25-й линии - к концу века; дальше к западу было заболоченное пространство, которое освоили к концу XVIII века. На крайнем юго-западе острова находилась Галерная гавань и Чекуши, где в 1780-х годах были построены кожевенные, винокуренные и другие заводы.

Признание острова непригодным для проживания привело к организации на его восточной оконечности делового центра. Постепенно на Васильевском сформировался целый комплекс административных зданий, включающий университет, здания Биржи, Двенадцати коллегий, Академии наук, Кунсткамеру, Горный институт, Академию художеств, Морской корпус и многие другие.

Таким образом, вся территория Стрелки вплоть до Съездовской линии стала нежилой, административной территорией. Вплоть до 6-й линии строились ломбарды, небольшие склады, лавки, обеспечивающие потребности деловой части.

Параллельно с освоением восточной части Васильевского острова как промышленной зоны активно застраивалась его юго-западная часть и северо-восточная часть острова Декабристов. Эти зоны, сформировавшиеся за счет удобного расположения у водных магистралей, существуют и сегодня.

Следует обратить внимание на тот факт, что земля на Васильевском острове ценилась в дореволюционный период гораздо ниже, нежели в престижных тогда районах города: Дворцовой площади и Невского проспекта, Английской набережной и т.п. Жителями района стали весьма небогатые люди. Для этого строились недорогие доходные дома. К концу XX века большинство зданий старого фонда пришло в полную негодность и сейчас находится в аварийном состоянии. Несущественным исключением из общего правила являются, пожалуй, несколько купеческих особняков, расположенных на ближайших к Стрелке линиях.

Необходимо сделать уточнение, определяющее особый статус В.О. Здесь селились студенты и преподаватели университета, брокеры и чиновники, мелкие служащие, начинающие или так и не состоявшиеся художники и скульпторы. Переходя на более высокую социальную ступень, они незамедлительно перебирались на другую сторону Невы. Большинство же так и оставалось на В.О. и жило там из поколения в поколение.

Современная постройка большей части Васильевского острова сформировалась во второй половине XIX - начале XX веков, но приморская территория (Гавань) и остров Голодай, были застроены лишь после революции, в основном, в послевоенные годы.

В 1960-1970-х годах началась в широких масштабах застройка западной части Васильевского острова и острова Голодай. Здесь, на приморской территории, намыто грунтом, взятым со дна залива, около 350 гектаров, на которых построены крупные жилые массивы. Вместо старого засыпанного русла реки Смоленки вырыто новое прямое и вдоль него создана облицованная гранитом набережная - эспланада, длиной 2 километра, выходящая к морю.


Загрязненность атмосферного воздуха по району неравномерна. Наиболее чистый воздух на Васильевском острове - в западном и северо-западном секторах (обращенных к Финскому заливу).

С точки зрения радиационной обстановки, фон находится в пределах нормы, в северных и восточных секторах острова - на пределе допустимого - 12мкР/ч (норма составляет 8-9, максимум - 13 мкР/ч).

Самая шумная магистраль на Васильевском острове - Большой проспект, который, тем не менее, является одним из самых озелененных проспектов города.


В районе расположено всего 4,5% от общего числа квартир Санкт-Петербурга, что составляет приблизительно 65 000 квартир, находящихся в около 1200 домах. Состав жилого фонда разнообразен и включает в себя практически все типы жилья. Крупных гостиниц почти нет, но это компенсируется мини отелями.

Заселение и застройка Василеостровского района начались с начала XVIII века. Указом 1719 года предписывалась обязательная застройка набережных парадными каменными домами. Эта парадная застройка береговой кромки в тот ранний период обусловила в дальнейшем формирование центра города вокруг замечательной по красоте и грандиозной по масштабам водной панорамы Невы. Внутренняя территория острова застраивалась богатыми домами фронтально на улицу. Здания возводились по типовым чертежам архитектора Доменико Трезини. И все же заселение и застройка вследствие изолированности острова шли медленно. В 1762 году черта, отделяющая центр города на острове, проходила по 13-й линии. За этой чертой до 15-16 линий лежало предместье, а дальше на запад - <выгонные земли>. Последние еще в конце XVIII века были покрыты лесом, через который пролегали три дороги (нынешние Большой, Средний и Малый проспекты), застроенные в ту пору только до городской черты.

В конце XIX и начале ХХ вв. эта часть острова начала застраиваться доходными домами с замкнутыми кварталами и дворами-колодцами. До сегодняшнего дня сохранились дома, которым по 150-200 лет. Однако подавляющее большинство домов в зоне исторической застройки - это дома, прошедшие капитальный ремонт, и дома постройки начала ХХ века.

Историческая застройка сосредоточена на проспектах острова и линиях между ними.

В северо-западной части района, ограниченной Большим проспектом - Наличной улицей - малым проспектом - Детской улицей, расположен микрорайон, состоящий в основном из <сталинских> домов послевоенной постройки с небольшим вкраплением домов старого фонда.

Микрорайон, застроенный в подавляющем большинстве кирпичными <хрущевками>, расположен в зоне Малый проспект - Наличная улица - улица Нахимова - улица Беринга.

Примыкающий к станции метро <Приморская> микрорайон застроен в основном современными домами за исключением части Железноводской улицы. Застройка территории микрорайона началась с конца 70-х годов, после окончания работ по выпрямлению русла реки Смоленки и намыва грунта на низкие берега острова Декабристов. Жилой фонд представлен всеми типами домов, что позволяет проследить развитие отечественного домостроения за последние 30-40 лет:

  • кирпичные <хрущевки> - Железноводская улица;
  • <Корабли> - Наличная улица;
  • Дома 137 серии - улица Кораблестроителей;
  • Кирпичные дома 80-х гг. - улица Кораблестроителей, Новосмоленская набережная, Морская набережная;
  • Дома из монолитного железобетона - набережная реки Смоленки;
  • Современные кирпичные дома - северная часть Морской набережной.

В настоящее время в Василеостровском районе можно выделить следующие микрорайоны:

  • Стрелка ВО;
  • Историческая жилая часть района;
  • Планировочный район между улицей Беринга и Нахимова;
  • Планировочный район Галерной гавани;
  • Западная часть ВО.

Стрелка ВО

Стрелка ВО расположена на самой восточной его части, восточнее Съездовской линии. Общая направленность развития - административный, нежилой микрорайон. Здесь расположено большое количество разноплановых объектов: Военная академия тыла и транспорта, Государственный университет, Академия Наук, клиника Отта, библиотека Академии Наук, музеи и НИИ.

Историческая жилая часть

Вся центральная часть района застроена домами старого фонда, и именно с этой жилой застройкой большинство Петербуржцев ассоциируют Василеостровский район. На севере микрорайон ограничен набережной реки Смоленки, на востоке - Съездовской линией, на юге - Большой Невой (набережные Лейтенанта Шмидта и Университетская), на западе - ул. Беринга (здесь историческая застройка плавно переходит в застройку XX века). Общая направленность развития территории - жилая застройка. В кварталах вдоль 1-6-й линий практически нет промышленных предприятий (только вдоль реки Смоленки). Западнее, в черте жилых кварталов, находятся промышленные предприятия: завод <Прибор>, <Пневматик>, <Октябрь> и другие. Экологическое состояние микрорайона в целом удовлетворительное. Если говорить о социальном окружении, то подавляющая часть микрорайона, за исключением 1-6-й линий, - это трудно расселяемые коммуналки. В начале 1990-х годов на ВО был реализован один из первых проектов элитного строительства (комплекс <Альба>), но потом интерес инвесторов к району упал. Несколько всколыхнуло ситуацию создание пешеходной зоны на 6-7 линии ВО, но это не повлияло на остальные кварталы микрорайона. Развитость социально-бытовой сферы микрорайона позволяет в нем комфортно проживать, так как имеется все необходимое - магазины, ДДУ, школы и т.д. Микрорайон имеет самое удобное транспортное сообщение с другими районами города - это станция метро на его территории и четыре моста, которые соединяют его с большой землей.

Планировочный район Гаванской улицы (Гавань)

Процесс застройки Василеостровского района можно условно разделить на временные этапы, и если историческая часть застраивалась в течение двух веков, то Гавань в основном в середине XX века. На севере микрорайон ограничен ул. Нахимова, на востоке - ул. Беринга, на юге - Большим проспектом, на западе - Наличной улицей. Общая направленность развития микрорайона - жилая зона и фасад города со стороны Морского вокзала (именно отсюда и монументальные сталинки вдоль ул. Опочинина). На границах микрорайона находится большое количество разнообразных объектов: различные промышленные предприятия, АТП, Смоленское кладбище, комплекс <ЛенЭкспо>, Морской вокзал. Экологическое состояние микрорайона в целом удовлетворительное. Кроме того, в этой части ВО прохладно - дают о себе знать ветра с залива. Социальное окружение микрорайона лучше, чем в центральной части ВО - здесь почти нет коммунальных квартир. Население небогатое, так как район никогда не был особо престижным. Инвестиционная деятельность в микрорайоне в настоящее время складывается вокруг уплотнения жилой застройки и реконструкции пустующих чердаков под мансарды. Строится жилой дом вдоль Гаванской улицы, реконструируется гостиница <Гаванская>. С точки зрения социально-бытовой сферы здесь имеется все необходимое - магазины, ДДУ, школы и т.д. Основой минус - это транспортная доступность микрорайона. На муниципальном транспорте до метро 4-6 остановок.

Планировочный район Галерной гавани

На Васильевском острове есть очень интересный район, расположенный у галерной гавани. Территориально его можно обозначить, как территорию, ограниченную на севере ул. Нахимова, на востоке - Наличной ул., на юге - выставочным комплексом <ЛенЭкспо>, на западе - акваторией Финского залива. На сегодняшний день вся эта территория используется преимущественно под промышленно-складские нужды, или просто представляет собой пустыри. Здесь размещены площадки таких предприятий, как завод и НИИ радиоаппаратуры, АТП № 4 Спецтранса, объекты <Водоканала> и гаражи. В последнее время наметилась тенденция к освоению этой территории под жилищное строительство. Но есть препятствие - экологическое состояние этих земель. Основные источники загрязнения - завод и НИИ радиоаппаратуры, расположенные здесь с 1930-х годов, а также промышленная свалка. В глубине территории имеются частные участки с малоэтажной застройкой типа ИЖС (индивидуальное жилищное строительство) самого разного класса - от фанерных развалюх из подручного материала до вполне приличных домиков с евро-ремонтом: Там же можно увидеть эллинги.

Западная часть ВО (ЗЧВО)

Западная часть ВО начала развиваться в последней трети XX века строго по единому плану развития города. Территориально район граничит на севере с набережной Малой Невы, на востоке - с проспектом Кима, улицами Одоевского и Наличной, на юге - с ул. Нахимова, на западе - с акваторией Финского залива. Общая направленность развития территории - сугубо жилая, именно здесь город формирует свой жилой <морской фасад> (название части района в народе - КОРАБЛИ). Экологическое состояние территории вполне удовлетворительное для города, особенно после того, как прекратило работу большинство предприятий по Уральской улице. Социальное окружение однородное. Когда микрорайон начал заселяться, в нем получали квартиры служащие. В настоящее время здесь живут люди со средним достатком. Социально-бытовая сфера развита - район развивался планово, и город успел построить ДДУ, школы, универсамы, больницы, гостиницу "Приморская". Пожалуй, единственный, но очень существенный минус этой территории - это ее транспортная изолированность от <большой земли>. Станция метро <Приморская> позволяет сообщаться с центром города относительно быстро, но до нее надо добраться. Добраться в центр города личным транспортом сложно - дороги узкие и плохие. Строительство западного Скоростного диаметра, конечно, улучшит транспортную доступность района, но это дальняя перспектива. Грустной особенностью этой части ВО является климат. Именно эта часть острова насквозь продувается ветрами, что в совокупности с сильно повышенным уровнем влажности воздуха дает о себе знать 11 месяцев в году. Район практически автономен, здесь очень хорошо развита социально-бытовая и развлекательно-культурная инфраструктура.

Достопримечательности

Весьма известной достопримечательностью Васильевского острова является его <стрелка> - восточная оконечность острова. Стрелка Васильевского острова разделяет Большую и Малую Неву, поэтому именно она использовалась как главный торговый порт. Здесь же расположено здание Биржи. Это очень красивое здание Санкт-Петербурга и самое великолепное здание Васильевского острова. По периметру здания Биржи расположены сорок четыре колонны как в храмах Древней Греции и Рима. А немного выше помещены скульптуры, олицетворяющие процветание торговли и Российского морского флота. Здесь же, на Стрелке Васильевского острова, перед зданием Биржи раскинулась Биржевая площадь. Абсолютно ровный полукруг задумывался Тома де Томоном как неотъемлемая часть ансамбля. Восхитительная набережная, украшенная громадными каменными шарами и львиными масками так и зовет остаться здесь, пройтись вдоль Невы, спуститься к воде. Не менее известной и интересной достопримечательностью Васильевского острова являются Ростральные колонны, которые органично вписываются во всю композицию. Высота колон 32 метра, а Ростральными они называются потому, что на стволах колон изображены металлические изображения носовых частей кораблей - ростр. А у подножия колон установлены скульптуры, символизирующие четыре русские реки - Волгу, Волхов, Днепр и Неву. Эти монументальные сооружения были высечены из пудостского камня скульпторами И.Камберлена и Ж.Тибо. С 1957 г. на вершинах колонн традиционно зажигаются яркие факелы. Архитектура Васильевского острова поражает своей красотой и органичностью. Посетив остров однажды, вам обязательно захочется прийти сюда еще раз. Тем более что помимо массы достопримечательностей стрелки Васильевского острова, сам остров является Петербургским центром науки, музеев и библиотек.




Источник: http://www.b-nevvs.ru
Категория: Санкт-Петербург | Добавил: lukomorye (01.06.2009)
Просмотров: 17174 | Рейтинг: 3.4/7 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright Vega © 2017 |